1.ВВЕДЕНИЕ
Технологическая карта разработана на сборку и установку металлических опор.
Все виды работ выполняться квалифицированным персоналом согласно с действующими требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Мусор и лишний грунт вывозятся автотранспортом на расстояние до 10 км в места, отведенные местной администрацией.
Сборка и установка металлических опор включает в себя следующие виды работ:
- Развозка опор по трассе;
- Сборка и установка опор.
2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ
2.1.МОНТАЖ ОПОР
Развозка опор по трассе
При развозке опор выполняют следующие операции: погрузку опор на транспортные средства, выгрузку и подтаскивание опор по трассе, выкладка опор. Погрузо-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи автомобильного крана.
При погрузке и выгрузке опоры стропят в двух точках стальным тросом диаметром 16-18 мм или универсальным двухветвевым стропом симметрично центра тяжести стойки.
Допускается захват стоек тросом крана в одном месте, на расстоянии 2-3 м от комля или 3-4 м от вершины. При этом трос должен удерживать стойку в одном месте. Запрещается закрепление троса в месте нахождения центра тяжести стоек, т.е. 4,7 м от комля у стоек длиной 10 м и 5,7 м от комля у стоек длиной 11 м.
Разгружают опоры основанием к колышку. Выкладку опор производят вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях (стесненных условиях) выкладку опор производят поперек трассы. На косогорах выкладку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередач с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а так же линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры.
Перед началом погрузо-разгрузочных работ машинист крана обязан проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

Разгрузка опор на место установки
Сборка и установка опор
Металлические опоры собирают из металлической стойки поперечин контактной сети МШК1-12-100, применяя при этом соответственные назначению линии конструкции и крепежные изделия (ведомость оснастки) на месте их установки.
При сборке опор устанавливают траверсы, закрепляют их болтами, прокладывают по опоре заземляющий спуск, надевают штыревые изоляторы. Для прочной насадки изоляторов на штыри применяются полиэтиленовые колпачки. Полиэтиленовые колпачки надевать на штыри разогретыми в горячей воде при помощи специальных молотков из дерева твердых пород на монтажной площадке на территории вахтового поселка до развозки траверс по трассе.
Металлические опоры устанавливают грузоподъемными лебедками автокранами и так же кранами на гусеничном ходу. При монтаже стропы закрепляют на расстоянии 1/3 длины от вершины опоры.
Схема строповки опоры
Схема установленной опоры
Поднимают грузоподъемным механизмом и при помощи ухвата для выправки опор направляют основанием на фундамент.
Перед установкой опоры необходимо прокрутить гайки по резьбе анкерных болтов. Кроме того, резьбу болтов смазывают и предохраняют от повреждения колпачками из газовых труб. После выверки установки опоры, устройства заземления, производится затяжка болтов.
2.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ОПОР
1. Механизмы и приспособления для установки опор должны соответствовать нормативным требованиям;
2. Запрещается нахождение посторонних лиц, не занятых при подъеме опоры в радиусе двойной высоты опоры;
3. При установке опор кранами рабочие обязаны:
а) после закрепления троса отойти от места установки на расстояние, равное двойной высоте опоры;
б) направлять комель опоры на фундамент только с помощью оттяжек и только после того, как опора будет полностью оторвана от земли (чем будет подвержена надежности крепления ее тросами);
в) при направлении комля на фундамент, находиться со стороны обратной наклону опоры;
г) снимать тросовые чалки и освобождать краны только после надежного закрепления опоры;
5. Не допускается установка опор при сильном ветре.
2.3 УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Работа выполняется краном на автомобильном ходу, следующим по прилегающему пути; вблизи частей, находящихся под напряжением; по наряду.
2.4 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕХАНИЗМОВ, ПРИБОРОВ, МОНТАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА И СИГНАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Кран на автомобильном ходу |
1 шт |
Прицеп двухосный |
1 шт |
Автомобиль |
1 шт |
Ключ гаечный |
2 шт |
Топор |
1 шт |
Кувалда |
1 шт |
Лопата |
1 шт |
Приспособление – захват для разворота опор |
2 шт |
Отвес |
1 шт |
Рулетка |
1 шт |
Лестница 7 м |
2 шт |
Тросовая петля-стропа |
1 шт |
Расчалка веревочная |
1 шт |
Штанга заземляющая |
1 шт |
Каска защитная |
4 шт |
Перчатки диэлектрические |
4 шт |
Аптечка |
1 комп |
Жилет сигнальный |
4 шт |
Пояс предохранительный (привязь) |
4 шт |
2.5 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ПРИЕМКА РАБОТ
Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего его.
Подобрать в соответствии с проектной документацией опоры по типам, проверить комплектность и качество на соответствие техническим требованиям.
Заблаговременно развести и разгрузить их у мест установки.
Подобрать монтажные приспособления, защитные средства и инструмент, проверить их исправность и сроки испытаний, погрузить на транспортные средства.
По прибытии на место работ провести инструктаж членам бригады, с росписью каждого в наряде.
В соответствии с нарядом заземлить провода и оборудование, с которых снято напряжение, заземляющими штангами по обе стороны места работ.
При работе, вблизи проводов, находящихся под напряжением, заземлить раму автокрана медным переносным заземлителем сечением 50 мм2 на инвентарный заземлитель.
Осуществить допуск бригады к производству работ.
Схема последовательного технического процесса
№ п/п |
Наименование операций |
Содержание операций, технологические требования и нормы |
1 | 2 | 3 |
1.1 | Строповка и подъем опоры |
1.1.1. После остановки механизмов у места работ опустить аутригеры и привести стрелу крана в рабочее положение. 1.1.2. Освидетельствовать фундамент с проверкой его проектной отметки. 1.1.3. Присоединить крюк крана петлей к выгруженной на землю опоре так, чтобы при поднятии она заняла вертикальное положение, для чего тросовую петлю закрепить выше центра тяжести опоры на 1-1,5 м. Проверить правильность закрепления путем подъема опоры на 5-10 см от земли. Для строповки опор применяют стальной трос диаметром 16 мм. 1.1.4. Закрепить ниже центра тяжести две веревочные расчалки для удержания опоры от раскачивания. 1.1.5. Поднять опору краном в вертикальное положение и, поддерживая от раскачивания веревочными расчалками, переместить ее к месту установки. |
1.2. | Установка опоры на фундамент |
1.2.1. Опустить опору на поверхность фундамента 1.2.2. Проверить вертикальность оси опоры. Отклонение оси опоры от вертикального положения не должно превышать 3% (для анкерных опор 0,5%) – в сторону, противоположную действию основных нагрузок и веревочными расчалками, а проверяется отвесом. Вертикальная регулировка должна производиться одновременно с затяжкой болтов. |
3. УСТРОЙСТВО ЗАЗЕМЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР И ОБОРУДОВАНИЯ
Заземление проектируемых опор №№227а, 228а выполнить на тяговый рельс с использованием ПРС-1/4,5 и ГРПЗ-1М.
Для защиты проектируемого перехода линий 27,5 кВ от атмосферных перенапряжений на проектируемой опоре КС №228а установить ограничитель перенапряжений (ОПН) марки ОПНК-П1-27,5 УХЛ1 и пластин с рогом, с их заземлением на тяговый рельс наглухо.