Требования данной технологической карты распространяются на подвес волоконно-оптического кабеля связи на существующих опорах ВЛ.
Принятые в технологической карте технические решения соответствуют рабочей документации, техническим регламентам РФ, обеспечивают безопасные условия производства работ, исключают нанесение ущерба окружающей природной среде, обеспечивают пожаро- и взрывобезопасность, надлежащее качество работ и эффективное использование всех видов ресурсов.
1. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Подготовительные работы перед подвеской кабеля:
- изучена рабочая документация;
- проведено обследование трассы подвески ОКГТ в натуре;
- подготовлены и проверены принадлежности, материалы, оборудование и инструмент;
- входной контроль ОКГТ, качества узлов креплений;
- тщательная проверка состояния опор и мест предстоящего крепления на опорах арматуры;
- проверить подъездные пути к опорам;
- выбрать места для оборудования площадок, на которых предполагается устанавливать раскаточные устройства с кабельными барабанами для раскатки кабеля.
При протяжке ОКГТ выполняются следующие работы:
- протяжка диэлектрического трос-лидера;
- протяжка ОКГТ;
- монтаж заземления ОКГТ.
Порядок выполнения работ:
- у начальной или граничной опоры (от которой начинается раскатка ОКГТ) установить раскаточное устройство (кабельную тележку) с барабаном кабеля и тормозную машину;
- у конечной граничной опоры, которая определяется строительной длиной ОКГТ установить тяговую лебедку, на барабане которой намотан «трос-лидер» (из синтетического материала) или стальной не раскручивающийся канат.
Все установленные механизмы должны быть надежно закреплены (заякорены) в грунте и заземлены;
- выполнить монтаж узлов креплений кабеля на опорах ВЛ (рис.1.1);
- выполнить подвеску раскаточных роликов рядом с узлом крепления;
- «трос-лидер» размотать с барабана лебедки и на каждой опоре пропустить через желобки каждого ролика. При заправке в ролики и при обходе препятствий выполнить временную анкеровку троса для предотвращения его опускания и волочения по земле;
- протянуть "трос-лидер" до тормозной машины, пропустить его через нее и соединить с концом ОКГТ на барабане с помощью монтажного (кабельного) чулка.
Между "тросом-лидером" и чулком необходимо устанавливать компенсатор кручения ("вертлюг"), предохраняющий ОКГТ от перекручивания;
- выполнить раскатку ОКГТ по участку усилием тяговой лебедки наматыванием "троса-лидера" на ее барабан.
При этом узел соединения «троса-лидера» и ОКГТ придвижении его по монтируемому участку должен сопровождаться выделенным сигнальщиком.
При прохождении узла соединения «троса-лидера» с ОКГТ по роликам скорость раскатки должна снижаться до минимума.
- после окончания раскатки ОКГТ должна быть задана стрела провеса в пролетах, ОКГТ должен быть снят с роликов и закреплен арматурой крепления.
Для крепления ОКГТ к ж/б опорам используют полуанкерное крепление и поддерживающее крепление.
Для крепления ОКГТ к металлическим опорам используют натяжное крепление .
Если работы по монтажу ОКГТ не могут быть завершены в течение дня, ОКГТ должен быть закреплен нейлоновым канатом для ограничения его движения на роликах.
- выполнить перекладку ОКГТ из роликов в арматуру не позднее 48 часов после его раскатки.
Рис. 1.1 Схемы крепления ОКГТ к существующим опорам ВЛ
Полуанкерное крепление ОКГТ к ж/б опорам
Поддерживающее крепление ОКГТ к ж/б опорам
Натяжное крепление ОКГТ к металлическим опорам
Монтаж натяжного зажима
Монтаж необходимо начать с установки протектора в его центральной точке. Эта точка на кабеле должна быть определена необходимыми замерами.
Установка протектора
Вязка с большим количеством проволок устанавливается первой. Установите первую вязку ее серединой на кабеле. Сделайте 2 оборота вязкой вокруг кабеля в направлении одного из двух ее концов.
Установите другие вязки на кабель и сделайте также 2 оборота. Теперь вязки в своей центральной части должны создать замкнутый слой на кабеле.
Навейте две вязки в направлении другого конца до полного охвата кабеля.
Навейте на кабель с этой же стороны остальные вязки. Таким образом, один конец кабеля полностью закрыт протектором.
Навейте на кабель другие стороны вязок.
Установка протектора завершена.
Установка натяжного зажима
Вставьте коуш в петлю натяжного зажима. Натяжной зажим монтируется таким образом, чтобы начало прядей протектора выступало приблизительно на 12 см от коуша в сторону опоры.
Первая прядь натяжного зажима должна быть установлена на кабель черной меткой и навита на один оборот.
Вторая прядь также навивается на один оборот вокруг кабеля.
Обе пряди навиваются одновременно до конца на всю их оставшуюся длину.
Для более легкого монтажа в самом конце своей длины обе вязки разделяются на пряди по 3-4 проволоки и окончательно навиваются на кабель.
Установка спирального натяжного зажима завершена.
2. СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Раскатка и подвеска ОКГТ должны производиться под тяжением с предварительной протяжкой «трос-лидера» по раскаточным роликам в соответствии с инструкцией по монтажу.
Заземление ОКГТ
Заземление ОКГТ выполняют путем монтажа зажима заземляющего ЗПС-100-3 на поддерживающих и натяжных креплениях в соответствии со схемой.
Схема размещения механизмов для выполнения работ по раскатке и подвеске ОКГТ
3. ПОТРЕБНОСТЬ В МАШИНАХ И МЕХАНИЗМАХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКЕ И МАТЕРИАЛОВ
3.1. Лебёдка электрическая.
3.2. Трактор трелевочный.
3.3. Лаборатория связи.
3.4. Монтажный инструмент
4. СОСТАВ БРИГАДЫ ПО ПРОФЕССИЯМ
№ п/п | Наименование квалификации | Количество | Примечание |
1. | Мастер | 1 | - |
2. | Рабочий | 3 | - |
3. | Монтажник связи – спайщик 4 разряд | 1 | - |
5. РЕШЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗРПАСНОСТИ
Действие настоящих Правил распространяется на персонал, выполняющий и организующий работы на строящихся и действующих ВЛ, в том числе на отключенных ВЛ, находящихся в зоне влияния других линий.
Настоящие Правила регламентируют требования безопасности, связанные со спецификой монтажа и эксплуатации ОКГТ на ВЛ.
При монтаже ОКГТ на ВЛ персоналу электросетевых строительно-монтажных организаций следует соблюдать правила безопасности при строительстве линий электропередачи и производстве электромонтажных работ.
К монтажу и эксплуатации ОКГТ допускается персонал, прошедший курс обучения технологическим правилам и приемам работ.
Операторы тяговых и тормозных машин, принимающие участие в работах на ОКГТ, должны иметь допуск на производство работ.
Средства защиты, используемые для производства работ на ВЛ, должны удовлетворять требованиям РД 34.03.603.
Механизмы, приспособления и инструменты, используемые при работах на ВЛ с ОКГТ, должны быть исправны и применяться в соответствии с правилами Госгортехнадзора, правилами безопасности при работе с инструментами и приспособлениями и инструкциями по эксплуатации этих механизмов и приспособлений.
О замеченных неисправностях оборудования, приспособлений инструмента, представляющих опасность для самих работающих и окружающих, необходимо сообщить непосредственному (или вышестоящему) руководителю и без его разрешения к работе не приступать.
При производстве работ на ВЛ по монтажу и обслуживанию ОКГТ между производителем работ и членами бригады должна быть обеспечена устойчивая связь. Выбирать схему подъема монтажных приспособлений, грузов и размещать блоки на опоре следует с таким расчетом, чтобы не возникли усилия, которые могут вызвать деформацию опоры и ее элементов..
До начала работы на основании инструкции по применению раскаточных машин с учетом конкретных условий должен проводиться инструктаж персонала по работе с данным типом машин, условиям их закрепления (якорения) и заземления.
Основные работы по монтажу ВОЛС-ВЛ на действующих ВЛ производятся как
правило, с отключением линий, для чего необходимо провести согласование с организацией АО «ДРСК» «ХЭС», эксплуатирующей ВЛ, на которой будут осуществляться работы, а также с организациями - владельцами пересекаемых линий и оформить наряд-допуск в установленном порядке.
В целях сокращения продолжительности перерывов в электроснабжении работы должны быть организованы таким образом, чтобы максимальное число подготовительных и вспомогательных операций производилось до отключения или после включения линий.
Только на время выполнения работ, связанных с прикосновением и опасным приближением к токоведущим частям, напряжение снимается.
Монтаж ОКГТ без отключения ВЛ (под напряжением) осуществляется на ВЛ 110 кВ, когда могут быть обеспечены достаточные воздушные промежутки на опорах, позволяющие выполнять безопасный подъем на высоту и работу на опоре.
Для защиты от воздействия опасных и вредных факторов необходимо соблюдать меры, обеспечивающие безопасность персонала (ограничения расстояний сближения, допустимой температуры наружного воздуха, скорости ветра и т.д., применение средств защиты и спецодежды).
При недостаточной освещенности рабочей зоны следует применять дополнительное местное освещение.
Опускание с опор на землю соединительных муфт по требованию связистов допускается производить без отключения линии электропередачи.
Эта технологическая операция должна быть предусмотрена в местной инструкции по эксплуатации ВЛ с волоконно-оптическим кабелем и выполняться по разработанной технологической карте персоналом, обслуживающим эту линию.
До начала работ по протяжке ОКГТ устанавливаются защиты над пересекаемыми дорогами, движение по ним запрещается, на дорогах должны выставляться дежурные с флажками на расстоянии 100 м от места проведения работ.
При установке раскаточных машин в рабочее положение они должны быть закреплены во избежание смещения и заземлены.
При раскатке ОКГТ операции по смене барабанов с канатом-лидером на натяжной машине должны выполняться только после временного закрепления (анкеровки) ОКГТ.
При работе с кабелем во время монтажа соединительных муфт необходимо избегать прикосновений оптических волокон к незащищенному телу, чтобы предотвратить попадание стеклянных частиц волокон на кожу и в организм.
При осуществлении строительства ВОЛС-ВЛ на линиях электропередачи, проходящих на участках сложившейся городской застройки, должны быть выделены опасные зоны, границы подземных и наземных сооружений и коммуникаций. Пути движения монтажных механизмов и места складирования материалов назначаются с учетом местных условий с обеспечением схем безопасного движения транспорта и пешеходов.
Наряд-допуск составляется руководителем работ на основании письменного разрешения организации, эксплуатирующей.
Допуск к работе по нарядам производится не посредственно на рабочем месте. Он выполняется после подготовки рабочих мести проверки осуществления предусмотренных технических мероприятий, в первую очередь наложения заземлений.
Проверка производится ответственным лицом путем личного осмотра.
Перед допуском по именным удостоверениям проверяется соответствие состава бригады указанному в наряде; проводится инструктаж, включая ознакомление бригады с содержанием наряда, указание границ рабочего места и показ частей, к которым не допускается приближаться независимо от того, находятся они под напряжением или нет, показываются бригаде установленные заземления или проверяется отсутствие напряжения.
При допуске производится также инструктаж о мерах по безопасному ведению работ, включая их технологию, использование приспособлений, инструмента, механизмов и раскаточных машин, их заземлению и закреплению.
Заземление ВЛ после ее отключения производится персоналом эксплуатирующей организации во всех РУ и у секционирующих коммутационных аппаратов, где отключена линия.
При заземлении проводов отключенной ВЛ на месте производства работ, т.е. на монтируемом участке, наложение и снятие заземления с проводов должно выполняться с помощью переносных заземлений.
Проверки исправности заземляющих устройств должны осуществляться в соответствии с действующими НД.
Заземлению при производстве строительно-монтажных работ подлежат все металлические конструкции, элементы ВЛ, механизмы, оборудование и оснастка, находящиеся в зоне влияния и изолированные от земли. Прикасаться к отключенным, но не заземленным токоведущим частям без средств защиты не допускается.
Машины и механизмы на пневмоколесном ходу, находящиеся в зоне влияния электрического поля, должны быть заземлены. При их передвижении в пределах охранной зоны линии, находящейся под напряжением, для снятия наведенного потенциала следует применять металлическую цепь, присоединенную к шасси или кузову и касающуюся земли.
При работе грузоподъемных машин (в стационарном положении) они должны быть дополнительно заземлены переносным заземлением, соединенным с инвентарным заземлителем.
Выбор необходимых средств защиты регламентируется соответствующими нормами и правилами, а также определяется местными условиями на основании требований этих документов.
Производство работ по монтажу ОКГТ в пролетах пересечений с действующими линиями без отключения последней допускается только в том случае, если линия, на которой производятся работы, проходит под проводами линии, находящейся под напряжением.
При прохождении линии над действующей ВЛ или контактной сетью последние должны быть отключены и заземлены.
Допуск ответственного исполнителя каждой бригады строительно-монтажной организации к работам в пролете пересечения с действующими ВЛ осуществляется допускающими из персонала эксплуатационного предприятия.
Эксплуатационное предприятие отвечает за предотвращение подачи рабочего напряжения на пересекаемые ВЛ, над которыми ведутся монтажные работы.
При работе в зоне влияния необходимо соблюдать допустимые расстояния до элементов ВЛ, находящихся под напряжением.
Машины и механизмы на пневмоколесном ходу, находящиеся в зоне влияния электрического поля, должны быть заземлены.
При работе с опоры на двух цепной ВЛ при отключенной одной цепи настойке опоры должен вывешиваться красный флажок со стороны цепи, находящейся под напряжением, на высоте 2-3 м от земли.
Подниматься на опору со стороны цепи, находящейся под напряжением, а также переходить на участки траверс, поддерживающих эту цепь, не допускается.
6. СПИСОК НОРМАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СП 48.13330.2019 Организация строительства.
2. ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок
3. ГОСТ 12.4.010-75* ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия.
4. РД 45.156-2000. Состав исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения магистральных и внутризоновых ВОЛП.
5. СТО 56947007-33.180.10.175-2014 – Стандарт организации ПАО «ФСК ЕЭС» от 21.05.2014г.
6. СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002. Техника безопасности в строительстве. Правила производства и приемки работ.
7. СП 76.13330.2016 «Электротехнические устройства».
8. СП 77.13330.2016 «Системы автоматизации».
9. ПУЭ. Правила устройства электроустановок. Издание седьмое. Разделы 1, 6, 7.
10. Правила устройства электроустановок, Главгосэнергонадзор России, 1998 год, изд. 6 с исправлениями 2000 года и дополнениями 2002 года.
11. ППБ-01-03. Правила пожарной безопасности в РФ.
12. «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок», ПОТЭЭ 2014.
13. Приказ №461 Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.
14. ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок
15. ГОСТ 12.4.010-75* ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия.
16. Правила противопожарного режима в РФ (Постановление правительства РФ от 24.04.2012 №390).
17. Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ (Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1101).
18. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (Утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014г. №642н).
19. Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (Утв. Приказом от 17.08.2015г. №552н).
20. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве (2007г).
21. Правила по охране труда при работах на высоте (Утв. Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 г. №155н).
22. СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений (с Изменениями N 1, 2 ) зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 112.13330.2011.